МЕСТА СИЛЫ. ЛАДАКХ
Астрология и эзотерика, видео

Почти на самом севере Индии находится Ладакх – страна ваджраяны, вознесенная к кристально-чистому небу высочайшими горными вершинами. Весь этот уголок Индии, представляет собой особое сакральное пространство, каким-то чудом вышедшее из средневековья, с его монастырями, дворцами и праздниками. Здесь, на высоте от 3000 до
«Ваджраяна» переводится с санскрита буквально как «Колесница ваджры» или «Алмазная колесница». Это направление, третье по времени возникновения, вобрало в себя духовное и текстовое наследие Хинаяны («Малой колесницы») и Махаяны («Большой колесницы»), добавив к ним новые методы, религиозные практики, тексты (носящие название «тантры»), мифологию и ритуалы. Для нового направления свойственны таинства посвящений и обрядов, свободное отношение к нравственным запретам, принятие позиции над категориями добра и зла. В учениях о духовном совершенствовании ваджраяна делала акцент не на интеллектуальные занятия, а на практическую йогу высших уровней созерцания, а также на ритуально-медитативные упражнения в определенных тантрических циклах. Йога в буддизме понималась как практика духовного совершенствования, роста. Осуществлялась она через упражнения созерцания и сосредоточения внимания на тех или иных предметах или объектах. Высшая цель буддийской йоги – достижение сознанием состояния отсутствия каких бы то ни было объектов – Пустоты (шуньята). Это и есть цель практикующего буддиста, состояние «будды». Ваджраяна утверждает, что состояния «будды» можно достичь любому человеку (верующему буддисту) в этой жизни. Поэтому в практике ваджраяны применяют и магию, и йогу, и ритуалы, и чтение мантр.
Монастыри-гонпа были основаны на склонах гор Ладакха в первой половине XV века. Они, помимо прочего, выполняли функции крепостей на караванных тропах Великого шелкового пути. Многоэтажные здания монастырей выбелены, оконные рамы и двери выкрашены в голубой цвет. Иногда под водостоком проведена темно-красная полоса – для отпугивания злых духов. Иногда встречаются особые храмы гонкхангов, духов-защитников монастыря.
Через столицу Ладакха, город Лех, ведет древний караванный путь, соединяющий Кашмир, Ладакх и Тибет. По пути, на скалах Драса можно видеть высеченные из камня изображения различных будд, в том числе Авалокитешвару – Будду Милосердия и Майтрею – Будду Будущего.
С санскрита имя Майтрея переводится как «Тот, кто есть Любовь». Будда Шакьямуни назвал болхисатву («просветленное существо») Майтрею буддой будущего мирового периода, кальпы. В настоящее время он пребывает на небе Тушита, откуда в свое время придет на землю.
Столица Ладакха – Лех, расположена на высоте почти
Среди множества монастырей интересен Хемис, основанный в XVII веке и расположенный почти у подножия горы. В одном из двух залов собраний монахов, украшенных скульптурами будд, хранится серебряная ступа, в другом – трон ламы-настоятеля, в котором был воплощен основатель монастыря. В середине июня во дворе монастыря отмечается праздник, во время которого исполняется обрядовый танец чам – «танец богов». Раньше этот танец могли видеть лишь посвященные. Его сложное магическое и мистическое содержание было доступно только для тех, кто имел специальное духовное посвящение. Действующие лица чама – разные божества и сверхъестественные существа. Их роль исполняли священнослужители, которые надевали на себя различные фантастические наряды и страшные уродливые маски.
Использованы материалы из книги Энциклопедия сакральной географии/(Сост. Д.В. Громов).